Приветствую Вас!!! Гость | RSS
Пятница
03.05.2024, 06:48
Вы на сайте
Астапенко Марины Викторовны
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта
Мой Сайт учителя истории и обществознания на nsportal.ru Банк Интернет-портфолио учителей

Категории раздела
Мои статьи [6]

Календарь
ОБД Мемориал

Праздники России История России — История России в деталях — проект, посвященный Истории России

Форма входа

Это важно!
Доноры - детям

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ во внеурочной работе по истории

Использование ИКТ во внеурочной работе по истории

В Концепции модернизации российского образования "Наша новая школа" поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно - коммуникационных технологий. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. 

К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры, тестирующие системы и другие. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). 

Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

·развитие исследовательской деятельности учащихся; 

·закрепление и развитие знаний об исторической науке; 

·развитие исторического мышления; 

·выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации; 

·связь с региональным компонентом; 

·распространение опыта творческой деятельности учащихся; 

·приобретение учащимися опыта публичных выступлений. 

При выполнении домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов по истории, школьники учатся работать с информационными каталогами и медиоресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами.  Обучающиеся используют  мультимедийные  пособия по истории, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события,  выполняют работу с исторической картой.

Особое место во внеурочной деятельности школьников по истории я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.  Приобщение к славной истории родного края   является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил.

Цели  краеведческой работы во внеурочное время:

  • активизация познавательного интереса школьников к истории;

·         формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;

  • привитие любви к малой Родине, родному краю, улице, району;

  • изучение прошлого района подведет учащихся к осознанию своего места в обществе.

В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время на занятиях краеведческого кружка и групповых занятиях по истории Кузбасса.

Обучающиеся  в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по  истории родного поселка и края.  Суть участия в проекте в следующем: участники собирают материал и самостоятельно готовят странички, затем эти странички соединяются в единый проект. Так были собраны сведения о жителях поселка  Плотниково, которые участвовали в  Великой Отечественной войне, боевых действий в Афганистане и Чечне.

Финальной частью  работы над проектом является его презентация. Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе,  районе,  на федеральном уровне. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Таким образом, система работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий действительно имеет  ряд преимуществ: 

·дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны; 

· предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала; 

· гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик"; 

·способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);  

· повышает мотивацию учения; 

·развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления. 

Использование информационно – коммуникационных технологий  во внеурочное время по истории позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИКТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Категория: Мои статьи | Добавил: Мара777 (03.01.2012)
Просмотров: 2488 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Презентации по истории\ Презентации по обществознанию репетитор по русскому языку Продленка Лаборатория гуманной педагогики Учительский портал Всероссийский интернет-педсовет-2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Методсовет Тесты ПроТема – софт для учителей Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com Портал для учителей Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Mega-Talant.com

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 80

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024