Использование ИКТ во внеурочной работе по истории В Концепции модернизации
российского образования "Наша новая школа" поставлена важная задача:
подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном
обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний,
постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении
квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным
человеком информационно - коммуникационных технологий. В связи с изменением
доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного
сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам
деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств
информатизации и ИКТ.
К ИКТ следует
отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные
учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры,
тестирующие системы и другие. Целесообразно использовать систему заданий,
ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий,
преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными
возможностями ученика и целями обучения.
Можно выделить
три основные формы работы с ИКТ на уроках истории. Во-первых, это их непосредственное применение в
учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации
самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий. И, в-третьих, это применение информационных
технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих
игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Главными
направлениями внеклассной работы по истории являются:
·развитие исследовательской деятельности
учащихся;
·закрепление и развитие знаний об исторической
науке;
·развитие исторического мышления;
·выработка умения пополнять знания из
разнообразных источников информации;
·связь с региональным компонентом;
·распространение опыта творческой деятельности
учащихся;
·приобретение учащимися опыта публичных
выступлений.
При выполнении
домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и
презентационных проектов по истории, школьники учатся работать с
информационными каталогами и медиоресурсами школы, получать информацию из сети
Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают
культуру работы с текстовыми и графическими документами. Обучающиеся используют мультимедийные пособия по истории, выполняют работы
исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают
электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют
исторические события, выполняют работу с
исторической картой. Особое место во внеурочной деятельности
школьников по истории я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое
отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Приобщение к славной истории родного
края является важной составляющей частью
всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана
развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических
знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и
Вооружённых Сил.
Цели краеведческой работы во внеурочное время:
·
формирование уважительного отношения к творениям
минувшей эпохи, культуры;
привитие
любви к малой Родине, родному краю, улице, району;
изучение
прошлого района подведет учащихся к осознанию своего места в обществе.
В своей педагогической работе я
столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории
родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса
отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по
родному краю и применить поисково-исследовательскую методику (провести
поисково-исследовательскую работу). Поэтому основная работа проводится во
внеурочное время на занятиях краеведческого кружка и групповых занятиях по
истории Кузбасса.
Обучающиеся в результате поисково – исследовательской
работы и использования ИКТ оформляют проекты по
истории родного поселка и края. Суть
участия в проекте в следующем: участники собирают материал и самостоятельно
готовят странички, затем эти странички соединяются в единый проект. Так были
собраны сведения о жителях поселка Плотниково, которые участвовали в Великой Отечественной войне, боевых действий
в Афганистане и Чечне.
Финальной частью работы над проектом является его презентация.
Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают
учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в
школьную жизнь. Сегодня презентация – это убеждение в своих
позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и
гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это
помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают
успех. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро
и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает
интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает
воздействие выступления.
Творческие
работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются
учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы
представляется на уроках истории, тематических классных часах, на
научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, на федеральном уровне. Благодаря этой работе у
школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и
преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и
приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность
нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение
прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной
безопасности личности.
Таким образом, система
работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий действительно имеет ряд преимуществ:
·дает учащимся широкие возможности свободного
выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда
изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится
самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые
ему доступны;
· предполагает дифференциальный подход к учащимся,
основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и
уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу
овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом,
который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию,
т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же
материала к овладению разными учащимися разного материала;
· гарантирует непрерывную связь в отношениях
"учитель – ученик";
·способствует индивидуализации учебной
деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
· повышает мотивацию учения;
·развивает у учащихся продуктивные, творческие
функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль
мышления. Использование
информационно – коммуникационных технологий во внеурочное время по истории позволяет
усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные
возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
ИКТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем
готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные
на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на
CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих
различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
|