С сентября 2012 года наша школа стала муниципальной площадкой по разработке программно-методического сопровождения перехода общеобразовательных учреждений Промышленновского района на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН №413 от 17 мая 2012 года). К тому времени у нас уже был накоплен некоторый опыт по введению ФГОС в начальной школе, т.к. с 2010 года школа является пилотной по отработке стандартов нового поколения в начальной школе.
Уже в первые недели работы мы столкнулись с рядом проблем при введении ФГОС
1.Неполное соответствие оборудования учебных помещений федеральным требованиям и необходимость значительного обновления МТБ школы;
2.Отсутствие в библиотечном фонде учебников для 5-х классов, соответствующих федеральному перечню.
3.Нехватка помещений для реализации внеурочной деятельности.
4.Перегрузка педагогов средней школы, недостаток кадровых ресурсов для ВД.
5.Неподготовленность педагогических кадров к реализации деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний.
Проблема 1:
На протяжении последних 3-х лет школа, за счет средств полученных от деятельности ученической производственной бригады смогла купить ТСО для кабинетов истории, русского языка, физики, музыки, информатики. За участие учителя математики в региональном этапе конкурса «Учитель года» получен интерактивный комплекс. Но, к сожаленью, из-за большой нагрузки за последний год вышли из строя 2 проектора, 1 ноутбук. В нашем случае это достаточно серьезная потеря, т.к. размеры субвенции не позволяют нам самостоятельно закупать новое оборудование для кабинетов основной школы.
Проблема 2:
Библиотека школа не укомплектована в полной мере печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана основной школы. Наш заказ, сделанный в апреле прошлого года на 5-е классы, не был выполнен. В этом учебном году родители учеников пилотного класса на добровольной основе закупили учебники и тетради, обеспечили атласами и контурными картами.
Пути решения:
1. Составлен полный перечень необходимых печатных и электронных ресурсов. Уже в этом году планируем за счет субвенции закупить для пилотного 6 класса русский язык и литературу, а для 5- биологию и географию.
2. Надеемся на пополнение фонда библиотеки. (Перспектива)
Проблема 3:
При организации внеурочной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:
1.Нехватка специалистов дополнительного образования детей, и как следствие сложность в освоении 10 часов внеурочной деятельности на каждый класс. В начальной школе уже сегодня -70 часов ВД. В следующем учебном году данная проблема будет стоять еще более остро, т.к. увеличится количество детей, охваченных внеурочной деятельностью.
2.Большая нагрузка учителей –предметников в основной школе, которые ведут по 1,5 -2 ставки и просто физически не могут взять дополнительные часы ВД.
3.Т.к. к 5 классы многие дети уже определяются со своими интересами, начинают ходить в спортивные секции, кружки при ДК, в музыкальную школу, то эти 10 часов ВД в школе способствуют уже не развитию ребенка, а значительной перегрузке, поэтому они в середине учебного года начинают отказываться от дополнительных занятий, а родители жаловаться, что ребенок не успевает отдохнуть, а зачастую и сделать уроки пока они дома.
Возможные пути решения:
1) На муниципальном уровне – увеличение числа педагогов дополнительного образования – не в нашей компетенции.
2) Привлечение к организации внеурочной деятельности педагогов школы.
3) Организовать внеурочную деятельность возможно через следующие модели:
◦ школа продленного дня — единая комплексная программа внеурочной деятельности;
◦ школа полного дня — единая программа воспитательной деятельности в урочное и внеурочное время;
◦ школа-комплекс — объединение субъектов воспитания для реализации образовательного процесса на основе единой программы;
Возможны следующие модели по уровню связей образовательного
учреждения со средой:
а) школа использует собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности школьников;
б) школа привлекает специалистов из других образовательных учреждений;
в) школа объединяет свои ресурсы с ресурсами других учреждений или организаций для проведения внеурочной деятельности детей, взаимно используя кадровые и материальные ресурсы друг друга.
Проблема 4:
Введение ФГОС не может быть осуществлено без качественной подготовки педагогических кадров, а у нас, учителей общеобразовательных школ, есть определенные проблемы, которые со временем и при желании могут быть решены.
Основные затруднения педагогических работников:
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, нежелание отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
- сложности в самоанализе и дальнейшем самостоятельном планировании и организации образовательного процесса в классе в соответствии с требованиями ФГОС;
- затруднения в использовании приобретенного школой оборудования и программного обеспечения;
- отсутствие опыта разработки программы отдельных учебных предметов и курсов;
- ограниченность времени на самообразование;
- недостаточное понимание родителями своей роли: они должны сотрудничать с учителем, на равных правах участвовать в учебно-воспитательном процессе своих детей.
Пути решения:
Необходимо постоянное повышение квалификации педагога. Педагоги, которые должны были работать в 5 классе прошли повышение квалификации по ФГОС, посещали семинары в КРИПК и ПРО, в 2011-2012 году организовали творческую группу, где знакомились с новыми требованиями, подходами, формированием УУД, посещали уроки учителя в начальной школе, который работал в пилотном режиме.
Для привлечения родителей нужно эффективней использовать интернет - ресурсы, электронные носители, на сайте школы постоянно размещать важные новости, говорить о достижениях детей и школы в целом, что, надеюсь, привлечет внимание родителей и активизирует их интерес к школьной жизни ребенка.
Проблем немало, я рассказала лишь о самых, на мой взгляд, главных. Есть над чем работать, есть к чему стремиться.
|