В январе 2010 года на основании решения
департамента образования и науки Кемеровской области в МБОУ «Заринская средняя
общеобразовательная школа имени М.А. Аверина» открыта областная
экспериментальная площадка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение профильного
обучения в условиях сельской школы».
В
2010/2011 учебном году на базе нашей школы были открыты социально-экономический
и аграрно-технологический профильные классы. А в 2011/2012 учебном году на базе
одного класса созданы 2 профильные группы: физико-математическая и
аграрно-технологическая.
Для реализации
профильного обучения в школе организовано психолого-педагогическое
сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
Выделены группы основных проблем, решаемых в процессе
данного вида деятельности:
·
определение
образовательно-профессионального пути обучаемого через диагностику его
интересов и склонностей;
·
овладение базовым
процессом деятельности (процессом обучения, процессом профессиональной
деятельности) через реализацию профильных учебных планов;
·
выявление
жизненных, социальных ценностей, связанных с профессиональным становлением,
овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимопонимания в ходе
реализации программы воспитания и социализации обучающихся 10-11 классов;
·
сохранение жизни
и здоровья обучающихся;
·
овладение
дополнительными процессами деятельности в профильной школе в ходе реализации
программы профессионального самоопределения старшеклассников.
Для организации предпрофильной подготовки
в 9 классах педагогом-психологом организована диагностика обучающихся по изучению сфер деятельности,
самопознанию личностных особенностей и формированию адекватного «образа Я»,
организованы предпрофильные курсы по общеобразовательным предметам.
С классными руководителями проведен семинар,
где рассмотрены проблемы соответствия индивидуальных особенностей школьника
психолого-педагогическому статусу девятиклассника, требованиям обучения в
профильных классах и согласованности намерений школьника с пожеланиями учителей-предметников.
Кроме того, регулярно проводится индивидуальная работа
с родителями по вопросам профильного самоопределения, степени и особенностям
сформированности у школьников планов на
будущее. На протяжении учебного года происходит отслеживание и изучение
психофизиологического состояния обучающихся.
Организованы консультации для педагогов и родителей
обучающихся «Учет индивидуальных особенностей школьников при выборе профиля
обучения», «Правила и ошибки при выборе профиля обучения и будущей профессии» и
по индивидуальным запросам, целью которых является оказание помощи субъектам
образовательного процесса в адаптации к профильному обучению, оказание помощи обучающимся в выборе профиля
обучения.
Проведены родительские собрания «Об
организации образования на старшей ступени обучения», «Профессиональное самоопределение старших школьников». Для
учителей-предметников организованы теоретические и практические семинары:
«Использование результатов мониторинга качества обученности обучающихся 10-11
классов для повышения эффективности деятельности
учителя», «Формирование системы взаимоотношений как условие комфортного
пребывания учащихся в школе».
Чтобы у педагогов не возникло психолого-педагогических затруднений при
введении инноваций и включении в экспериментальную и исследовательскую
деятельность из-за сложившихся стереотипов профессиональной деятельности
учителя, нами были предприняты следующие меры:
а) коррекция подготовки педагогов в соответствии с характером затруднений
на курсах повышения квалификации и проблемных семинарах в КРИПКиПРО;
б) развитие потребностей в самосовершенствовании и саморегуляции через
тренинги и консультации;
в) адаптация существующих и применение
новых эффективных управленческих и образовательных технологий;
г) повышение уровня мотивации педагогического труда, стимулирование за
счет оплаты и поощрений исследовательской деятельности педагогов.
Проведен мониторинг обученности старших школьников, результаты обобщены
на совещании участников эксперимента.
В апреле-мае 2011 года в профильных классах организованы профессиональные
пробы на базе хозяйств «Спутник», ЗАО «Пиво-Агро». 3 группы обучающихся в
течение 6 часов знакомились с деятельностью экономического отдела, отдела
кадров и бухгалтерии. Были организованы
сельскохозяйственные профессиональные пробы для юношей 10 б класса на
базе агрофирмы «Провинция». В этом
учебном году данная работа с предприятиями поселка будет продолжена.
Подведены промежуточные итоги творческой активности обучающихся
профильных классов.
В апреле 2011 года обучающиеся 9-10
классов приняли участие в работе IX областной научно-практической конференции
исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Кемеровской области
«Эрудит - 2011», организованной КемГУ, в номинациях «Биология», «Социология».
Ученица 10б класса Крюкова Зинаида представила результаты своего исследования
по теме «Анализ семейных ценностей представителей разных поколений в поселке
Плотниково». Данная работа заняла 3 место, участница получила диплом и сертификат.
В мае 2011 года на районной научно-исследовательской конференции «Юный
ученый» были представлены работы: на
секции «Биология» – «Влияние кислотных дождей на состав почвы» (Горбунова Валерия, 9
а класс); «Анализ семейных ценностей
представителей разных поколений в поселке Плотниково» (Крюкова Зинаида, 10 б
класс); на секции «Технология» – «Технология
аппликации из шерсти» (Вейнбергер А., 9 б класс); «Технология выпечки торта «Дамские
пальчики» (Белоусова Ксения, 10 б класс). Крюкова Зинаида и Горбунова Валерия заняли на районной
научно-исследовательской конференции «Юный ученый» 2 место, остальные обучающиеся
получили сертификаты участников.
В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии
второй год подряд наши ученицы занимают призовые места (Глуханько Кристина в
2011 году, Притчина Анастасия в 2012 году).
Таким образом, в ходе экспериментальной
деятельности получены следующие результаты:
1.
Разработана нормативно-правовая
база организации профильного обучения в школе.
2.
Изучен процесс
формирования познавательной компетентности
обучающихся.
3.
Реализуется
программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и
профильного обучения.
4.
Апробированы на
практике социально-экономический, физико-математический
и аграрно-технологический профили обучения.
5.
Разрабатывается
сборник методических рекомендаций по организации профильного обучения, в
котором будут представлены материалы опыта работы школы по данной теме.
На заключительном обобщающем этапе
планируется:
1.
Подготовка отчета
об организации профильного обучения на старшей степени обучения в условиях
сельской школы.
2.
Подготовка к
печати сборник методических материалов по организации образовательного процесса
в профильных классах сельской школы.
3.
Проведение в
районе семинара по обобщению опыта работы по проблеме организации профильного
обучения в отдельной сельской школе и
интегрирование данного опыта в систему профильного обучения района.
Педагогический коллектив школы уверен, что
проделанная работа по организации
профильного обучения в школе эффективна, а полученные результаты будут
востребованы.
|