Воспитание и
социализация обучающихся сельской школы
Не секрет, что в последние годы на селе наблюдается глобальный
кризис, который охватывает не только экономическую сторону жизни сельчан, но и социальную
и культурную сферы жизни сельского населения. Отсутствие внимания со стороны
властей к проблемам села порождает все новые и новые проблемы. Алкоголизм и наркомания ведут
к деградации населения. Родители, даже благополучные, все меньше внимания уделяют воспитанию детей,
перекладывая свои заботы на детские сады и
школы. Но, в то же время, родители хотят видеть в детях личность,
обладающую прочными знаниями, самостоятельно работающую, всесторонне развитую с
хорошей эрудицией и вкусом, трудолюбивую и целеустремленную, добросовестную и
милосердную, профессионально-направленную, творчески развитую, умеющую
принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои
способности наиболее выгодным для себя и окружающих способами, стремящуюся к
успеху. Пора говорить о не только о
физическом, но и о нравственном спасении наших детей во имя спасения страны.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских
школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа. Поэтому в современных условиях возрастает значимость воспитания и социализации
подрастающего поколения. При этом требуются
согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных
организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений
дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных
организаций.
Образовательные стандарты нового поколения диктуют новые требования к организации данной области
педагогической деятельности и определяют общие задачи, которые систематизированы по основным направлениям
воспитания и социализации школьников:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического
сознания;
–
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание);
– воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
В нашей школе разработана программа воспитания и социализации обучающихся, основные
задачи которой:
1.
Воспитать нравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России, способного
к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности
на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться
лучше»;
2.
Формировать у обучающихся умения
ориентироваться в новой социальной среде;
3.
Формировать положительную Я –
концепцию, способность открыто выражать и
отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным
намерениям, мыслям и поступкам;
4.
Формировать коммуникативную
культуру, развитие умения общаться и сотрудничать, почтительного отношения к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
5.
Развивать волевую регуляцию
поведения и деятельности, навыки
организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;
6.
Развивать навыки рефлексивных
действий.
Решение каждой задачи работает на реализацию каждого
направления воспитания и социализации
школьников.
В
соответствии с социальным заказом, основные цели образовательного процесса нашей средней
общеобразовательной школы, осуществляющей педагогическое сопровождение
социального самоопределения учащихся, заключаются в следующем:
- разработка технологии образовательного
процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных
отношений между его участниками;
- создание условий для осуществления
разностороннего развития школьников, включающую практическую пробу сил в
различных видах деятельности (учебной, профессионально-ориентированной,
художественной, досуговой), как непременное условие приобретение социального
опыта.
Личностно-ориентированная технология
психолого-педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку
содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на
выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его
мышления, выстраивание индивидуальной траектории социального развития через
реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Организация воспитания и социализации обучающихся в
перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется
по следующим направлениям:
1.
Воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
Ценности: любовь
к России, к своему народу, к своей малой
родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед
Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический
мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.
Воспитание
нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный
выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь;
почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания.
Представления о
вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине
мира.
3.
Воспитание
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие;
творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении
целей; бережливость.
4.
Формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье
физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),
активный, здоровый образ жизни.
5.
Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа;
планета Земля.
6.
Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие; художественное творчество.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека реализуется
через проведение таких мероприятий как
викторина «Что я знаю о государственных символах России», организацию выставки «Цивилизация России» с
использованием государственных символов России, выпуски школьной газеты
«Кузбасс -моя гордость», проведение школьного
конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», конкурсов чтецов
«Родина моя», «Россия – Родина моя», «Салют Победы», организацию праздников Дня
пожилого человека, тематических недель «Кузбасс многоликий», «Права человека».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
осуществляется
посредством экскурсий в краеведческие музеи пгт Промышленная и г.Кемерово, участия в работе отряда «Милосердие»,
проведение выставок семейного творчества и семейных презентаций «Поколение двух
веков под одной крышей». Получение первоначальных представлений об исторических
и культурологических основах традиционных российских религий и изучение семейного права - на уроках истории, обществознания и
литературы.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни проводится путем организации тематических классных часов, праздников «Мир профессий»,
проведение экскурсий на предприятия, где работают родители. Предполагается
проведение недели по профориентации, субботников,
выпуск газет к профессиональным праздникам.
Формирование ценностного
отношения к здоровью и здоровому образу жизни происходит во время проведение Дней и Недели Здоровья, организации
спортивных соревнований, школьных спартакиад. Работники школьного Центра
содействию укрепления здоровья обучающихся проводят лекции, консультации
по вопросам здоровьесбережения и
рациональной организации учебного процесса с учетом психофизиологических
закономерностей возрастного развития на разных ступенях обучения.
Воспитание
ценностного отношения к природе, окружающей среде реализуется через проведение
классных часов и бесед, благоустройство школьной территории и территории
поселка, организацию экологических акций, участие в туристических слетах.
Воспитанию ценностного
отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и
ценностях способствуют посещение
театров г.Кемерово и обсуждение спектаклей, участие в районном конкурсе
«Весенняя капель» и других творческих конкурсах, проведение бесед и классных
часов.
Воспитание и социализация школьников осуществляются не только образовательным
учреждением, но и семьей, поэтому
необходимо создать систему мероприятий по повышению педагогической культуры родителей,
которая основана на следующих принципах:
–совместная педагогическая
деятельность семьи и школы;
–сочетание педагогического
просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
–педагогическое внимание, уважение и
требовательность к родителям;
–поддержка и индивидуальное
сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из
родителей;
–содействие родителям в решении
индивидуальных проблем воспитания детей;
–опора на положительный опыт
семейного воспитания.
Таким образом, выполняя в определенной форме свою часть социального заказа общества, опираясь на родителей,
мы предполагаем прийти к модели
выпускника с высоким уровнем самоопределения, социализации и общей культуры.
|