В процессе учебной деятельности старшеклассники нередко сталкиваются с недовольством учителей поведением или успеваемостью учеников, угрозами наказания и даже отчисления. Подобные угрозы редко воспринимаются всерьёз, что приводит к конфликтной ситуации «Учитель – Ученик», в которую втягиваются и родители, и администрация школы.
Так насколько же эти угрозы обоснованы и имеют ли они под собой правовую основу? А безнаказанность учеников является следствием отсутствия законов или нежеланием учителей их использовать? И знают ли обучающиеся, что у них, помимо права на образование, есть еще и определенные обязанности? Поэтому было принято решение исследовать данную проблему на конкретных людях – обучающихся 10-11 классов МБОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина».
Цель: изучение правовых оснований и мер дисциплинарных ответственности, применяемым к школьникам, для выявления правомерности отчисления обучающегося из школы
Задачи:
1) Изучить российское законодательство по вопросу прав, обязанностей и ответственности учащихся, связанных со средним образованием;
2) Провести социологический опрос среди учащихся школы с целью определений их знаний о своих правах и ответственности в образовании;
3) Довести результаты исследования до одноклассников и учителей
В результате изучения нормативно –правовой базы, рассмотрены, нормативные документы, в которых прописаны не только права, но и обязанности обучающихся в школе. Таким образом, во-первых, гипотеза получила свое подтверждение – законодательством предусмотрены не только права учащихся, но и установлены меры наказаний за нарушение норм поведения в школе.
Во-вторых, отчисление, как мера дисциплинарного взыскания, правомерна для учащихся старше 15 лет и только 10-11 класса.
В-третьих, в результате исследования сделан вывод, что обучающиеся имеют слабое представление о своей ответственности в процессе получения образования.
Для того чтобы учащиеся, учителя и родители имели представление о своих обязанностях и ответственности в образовании, можно предложить несколько способов пропаганды этих правовых знаний:
1. Пригласить директора, заместителя директора по учебной деятельности, чтобы они рассказали ученикам их права и обязанности на протяжении всех лет учебной деятельности.
2. Напечатать яркую, привлекающую внимание брошюрку для учащихся и учителей.
3. Подготовить силами самих учащихся для родителей правовые концерты.
4. Использование наглядной агитации в виде стендов и страниц на школьных сайтах.
Научный руководитель: Астапенко Марина Викторовна, учитель истории и обществознания «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина»
|